Главная » Статьи » Туризм в нашем крае » Еловский район

Экскурсии
Фаворская Спасо-Преображенская пустынь
(неофициальные названия – Пермский Валаам и Новый Фавор), мужской монастырь в полуверсте от горы Фавор рядом с лесом.
С 1908 года здесь началось устройство (при содействии Белогорского монастыря) иноческой обители. Жители Соснинского товарищества Еловской волости приняли в этом живейшее участие: в 1909 году они пожертвовали Белогорскому монастырю участок земли в 100 десятин. Указом Священного Синода от 7 января 1910 года Белогорскому монастырю было разрешено учредить Фаворскую Спасо-Преображенскую мужскую общину. Как и Белогорский монастырь, приписанная к нему Фаворская пустынь создавалась с миссионерскими целями для обращения в официальное православие здешних старообрядцев. По своему значению это был второй монастырь (после Белогорского) в Пермской епархии. Сюда Белогорский монастырь направлял лучшие свои кадры.
16 июля 1913 года Священный Синод обратил Фаворскую пустынь в самостоятельный монастырь и возвел его строителя (с мая 1909 г.) иеромонаха Ювеналия. Фаворский монастырь был известен строгостью устава и жизни своих насельников, истовым Богослужением, трогательным древним пением, постоянной общедоступной проповедью и непрестанным трудом монахов.
В год его посещали до 20 тысяч поломников. Здесь были приобщены к официальному православию десятки старообрядцев и отдельные мусульмане. Только в 1912 году таковых было 28 человек. Монастырь издавал книги духовного содержания. Имелся и собственный фотограф. Пустынь славилась своей благотворительностью: для раненых воинов первой мировой войны здесь был устроен лазарет.
Главный храмовый праздник обители – Преображение Господне – отмечался 6 августа. Монахи отмечали также четыре особых праздника и четыре крестных хода.
К 1919 году в монастыре насчитывалось 40 объектов, которые в целом имели форму креста. Во всех постройках был виден глаз хозяина (игумена Ювеналия): всё было продумано и предусмотрено до мелочей. Взять хотя бы расположение пустыни. С севера и запада монастырь защищали от ветров горы и лес. Обитель находилась в коридоре между горой Фавор и группой холмов, на южном склоне которых и разместилась, при этом часть холма была срыта. Основу монастыря составляли два деревянных храма – Спасо-Преображенский и Богородицкий. Спасо-Преображенская шестиглавая церковь была заложена 24 июня 1909 года и освящена 19 июня 1911-го епископом Палладием при стечении 15 тысяч верующих. Она была одноэтажной с трехярусным иконостасом в золоченых киотах. На колокольне находились семь колоколов, общим весом 130 пудов.
Второй храм «в честь Казанской иконы Божьей матери и святителя Ермогена» считался домовой церковью. Его заложили в 1913 году. Перед Спасо-Преображенским храмом находилась деревянная часовня с целебным источником, вода из которого стекала в чугунную чашу. К Богородицкой церкви непосредственно примыкал «пристрой» – двухэтажный полукаменный дом. Братский корпус с кухней, трапезной и подвалом находился в двухэтажном деревянном здании (здесь же первое время жил игумен). Наверху располагалась канцелярия, при трапезной имелась библиотека с книгами духовного содержания (350 томов). Существовали две деревянные гостиницы: первая – двухэтажная – имела общее помещение для приезжих богомольцев из числа простого люда. Здесь же находились каменный и два деревянных дома (один из них – недостроенный, другой – новый). Все эти сооружения были обнесены деревянным заплотом. Общая длина заплота составляла 300 саженей.
За пределами заплота находилась вторая (трехэтажная) гостиница, в которой были номера для привилегированных особ со столом, кроватью, табуретом и иконой. Рядом с ней стояли книжная лавка (в ней торговали книгами, иконами и «Троицкими листками», которые издавались Троице-Сергиевской Лаврой), «разные мастерские», двухэтажный полукаменный (недостроенный) и двухэтажный деревянный дома. При монастыре существовал небольшой «женский» городок. Его населяли «скотницы» (они жили в отдельном двухэтажном деревянном доме), просвирня, прачки.
Здесь же находились помещения для стирки белья, оборудованные чугунным котлом, стиральной машиной и сушильня. Имелись кирпичеделательный (кирпичный) сарай и печь для обжига кирпича, вместимостью на 20 тысяч штук. При кирпичном сарае находился еще один двухэтажный деревянный дом. В небольшом пруду, созданном на речке Селенка, монахи разводили рыбу. Из роз, купленных за границей, был устроен розарий (розы из монастырского цветника позднее «перекочевали» в сады жителей Еловского района). Имелась и собственная пасека. Близ монастыря в лесу у источника стояла келийка отца Вукола, бывшего насельника святой горы Афон, прообраз будущего скита. В противоположной от горы Фавор стороне на высоком холме находилось монастырское кладбище, на котором к 1913 году уже покоилось несколько мирян и один представитель братии.
6 марта 1919 года Еловский совет рабочих и крестьянских депутатов, накануне своего бегства (эвакуации), возложил ответственность за сохранность монастырского имущества на местных крестьян, передав им «в бессрочное бесплатное пользование» монастырь. 9 (22) июня 1919 года, после прихода белых, состоялось повторное освящение храмов обители. Оба храма были приписаны к церкви села Елово. 9 сентября 1921 года была проведена «частичная» ликвидация монастыря. Монастырь окончательно закрыли 3 февраля 1922 года. Предметы, содержавшие драгоценные металлы, были конфискованы. Церковное имущество передали верующим церкви села Елово, прочее «малоценное» имущество и земля перешли школе-коммуне № 1 «Искра».

Материалы подготовила Т.Н. Нарыкова, 2008 г.

Обзорная экскурсия по селу «Елово - прошлое и настоящее»

/начало экскурсии от универмага до улицы Непряхина/
На данный момент мы находимся в центре села. Обратите внимание, вокруг нас находятся здания столовой, универмага, здание администрации, дома старчества, милиции, а так же дом культуры, здание библиотеки, детские сады и магазины. Все вмещает себя центральная часть села. Сложно поверить, что еще лет тридцать назад здесь были колхозные поля.
Исторический экскурс.
История образования села как всякого другого полна различными событиями и покрыта многими тайнами. Рассказать об истории такого старого села в одночасье невозможно, поэтому повествование будет только о самом интересном и значимом.
Изначально это была деревня Елова. По-видимому, название произошло от елового леса, который заполнял местность. В Еловском районе еще можно встретить такие похожие населенные пункты как Осиновик, Березовка, Калиновка, Дуброво, Сосновка, Малиновка.
Первое упоминание о деревне Елова относится к концу 16 века, в жизнеописании Ермака, который в 1581 голу ходил за Урал, разбил сибирского хана Кучума. Ходил, дескать, Ермак по Каме, водил суда, плоты Строгановых, и бывал в д. Елова.
Более достоверное письменное упоминание (которое было неизвестно до недавнего времени) приходится на 1646 год. В этом году была проведена перепись Тимофеем Бутурлиным. В переписи представлены такие населенные пункты территории района как - две старые дворцовые деревни Крюкова и Толстая. А также «починок на Еловом», в котором насчитывалось 4 двора и 12 лиц мужского пола, в том числе братья Маркушко и Ларка Кустовы, Олешка, прозвище Баженко, Кривой и братья Ивашко и Ивашко. Захаровы дети, монастырское село Дуброво.
В 1687 году вновь была проведена перепись населения, согласно которой в деревне Елова числилось уже 6 дворов. В них проживало 28 лиц мужского пола. Жители деревни носили фа¬милии Кустовы, Соловьевы, Жулановы, Терехины, Моргуновы, Косотуровы. После переписи 1687 года крестьяне стали удельными, т. е. принадлежали царской фамилии.
В 1875 году в деревне построили деревянную церковь. Стала деревня Елова называться селом. Население быстро увеличивалось, т. к. по Каме пошли пароходы, построили пристань, началась тор¬говля.

/вторая часть: остановка пересечения улиц Непряхина и Ленина/

Мы находимся на границе старого села и нового - оно осталось позади нас. Впереди две улицы старого села.
Эта широкая улица выросла в 30-40 годы в связи со строитель¬ством базы МТС. Сейчас она носит имя Героя Советского Союза Непряхина.
Дальше мы увидим старую часть села, где основными улицами являются улицы Кудрявцева и Советская.

/ третья часть: остановка угол улиц Кудрявцева и Ленина /

Эта и есть старая часть нашего села, здесь на берегу залива располагается церковь, к которой через некоторое время вернемся.
Мы на берегу Барановского залива. На той стороне залива и возникла д. Елова. Легенда гласит, что на реке от Осы до Толстика действовала шайка разбойников - Камская вольница. Беглые кре¬постные крестьяне, под предводительством атаманов Петуха и Сокола грабили суда, проплывавшие по реке. Атаман Сокол впоследствии основал д. Пьянка и д. Гольяны, а Петух - д. Елова и д. Толстик.
Д. Елова по весне заливалась паводками, и мужики стали ис¬кать место суше, повыше, куда бы вода не доходила. И нашли это
место - на другом берегу речки Зобачевки. И постепенно переселились на это место. Не могли, конечно, предки Кустовых знать, предвидеть, что Каму перекроет плотина, что здесь море будет и опять переселяться надо. Переселение происходило в сере¬дине 19 века, примерно в 1850 году.

/четвертая часть: маршрут через улицы Кудрявцева – Советская, к церкви /

Сейчас мы будем проезжать по самым старым улицам села.

Выросла вдоль речки Забачевки улица, ее назвали Большая. А от нее к речке тянулись улицы маленькие - Ипатовская, Гребихинская, Картовная.
После революции улицу Большая назвали Ленина, потом - Совет¬ская, а потом переименовали в ул. Кудрявцева - по имени милиционе¬ра погибшего от пули пьяного хулигана. (По этой улице мы сейчас проезжаем)
Деревня Елова росла быстро; в 1875 году в ней была уже деревянная церковь (в связи, с чем деревня стала селом) и церковно-приходская школа в частном доме.
По сведениям 1869 года, «в Еловом жителей 397, домов 68. Волостное правление. Алексеевская ярмарка 17 и 18 марта. Еженедельные торги по четвергам. Близ села пристань, где грузятся в основном лесные изделия. У с. Елово отделяется от Камско - Воткинского тракта дорога на г. Сарапул (Вятская губерния)».
К 1900 году в селе было 127 дворов, с населением 700 человек. 8 семей вели оживленную торговлю.
В 1912 году во время пожара большинство домов в Елово сгорело. Вместо сгоревшей церкви в Елово была построена новая кирпичная церковь, вокруг которой устраивались трехдневные ярмарки: Филипповская – осенью, Алексеевская – весной. На время ярмарок местные и приезжие купцы, чтобы привлечь больше народа, устраивали пивные, пельменные, карусели. По четвергам здесь бывали базары. Елово было волостным центром Осинского уезда.

Улица Советская, по которой сейчас проезжаем – раньше называлась Богатовка.
Зажиточные крестьяне, кроме работы на земле, промышляли каким-нибудь ремеслом: плели корзины и лапти на продажу, держали ямщину, перевоз через Каму. Некоторые из зажиточных крестьян становились крупными торговцами. На этих улицах сохранились дома торговцев Кустова В.Е., Артимона Жуланова, Фадея Давыдова, Зарубина, Бодягина, Буканова, Поварницына. У еловских торговцев имелось 7 паровых двигателей.
Со временем эти дома передавались от одного к другому, многие изменения внесло советское время. Надстраивали вторые и третьи этажи, использовали помещения по разным назначениям.

/пятая часть: Церковь святых апостолов Петра и Павла/

Сейчас мы подъезжаем к нашей церкви, которой в этом году исполнилось уже 117 лет. Церковь – красивая и величественная. Одноэтажная, пятиглавая с купольной колокольней, высота которой 24 метра.
Церковь построена по проекту архитектора Турчевича из кирпичей изготовленных из местной глины. Производство кирпича наладил Д.И. Кустов. Здесь работали крестьяне, они же и подвозили кирпич к церкви.
Раствор замешивали на яйцах, которые крестьяне везли со всех деревень на телегах.
В 1913 году в связи с 300-летием дома Романовых вокруг церкви были посажены тополя. Действовала церковь до 1935 г, после ее закрытия помещение использовалось как складское для хранения зерна и баллонов с газом. А также в качестве гаража.
По просьбам населения вновь храм был открыт в 1991 году. 7 января в день Рождества Христова священником Геннадием Ламекиным было проведено первое богослужение.
Много работ было проведено по реставрации церкви, прежде чем она стала такой, как вы видите ее сейчас. На ее восстановление выделялись средства районной администрацией, предприятиями и организациями района, собирались населением. Неоднократно выигрывал конкурс социально-культурных проектов ООО «Лукойл - Пермь» о. Геннадий, со средств которых были проведены большие реставрационные работы.
Решением малого Совета облсовета от 20.05.83 № 683 , церковь святых апостолов Петра и Павла является памятником архитектуры областного значения.
В 2006 году в рамках реализации проекта «Благовест», автором которого был глава администрации района В.А.Замахаев, произошло восстановление колокольни.
в 2008 г. ожидается появление сеней и раки в нашей церкви со святыми мощами о. Ювеналия, о котором мы узнаем из экскурсии «об истории существования Спасо-Преображенской пустыни»

Материалы подготовила Т.Н.Нарыкова
(основываясь на исторических данных, изложенных в энциклопедическом справочнике «Еловское Прикамье» Е.Н.Шумилова)



Читатйте также:

Источник: http://www.elovo.ucoz.ru
Категория: Еловский район | Добавил: DED@MOROZ (11.03.2009) W
Просмотров: 3958 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar












Копирайт
Администрация не несёт ответственности за содержание материала.
При копировании материала, ссылка на сайт обязательна!
© 2008-2015 DED@MOROZ.
Все права защищены.
Галерея
Контакты

Связь с администрацией сайта - Отправить письмо.

ICQ 416-159-390